Постабортный синдром

No Comments

Постабортный синдром

Термином «постабортный синдром» сторонники запрета абортов обозначают такие явления и состояния, как связанные с абортом флешбеки, кошмарные сновидения, депрессия, избегание ситуаций, напоминающих об аборте.
Выражение «постабортный синдром» впервые употребил в 1981 году противник абортов и семейный психотерапевт Винсент Ру, давая показания в Конгрессе США. Он заявил, что наблюдал посттравматическое стрессовое расстройство, развившееся как реакция на стресс в результате перенесённого аборта, и предложил обозначать это явление как «постабортный синдром».
Затем выражение «постабортный синдром» было популяризовано и широко использовалось англоязычными противниками абортов для описания разнообразных негативных эмоциональных реакций, возникновение которых они связывают с абортами. Понятие «постабортного синдрома» не нашло широкой поддержки за пределами сообщества пролайферов: ни Американская психологическая ассоциация, ни Американская психиатрическая ассоциация не признают существования ПАС как диагноза или состояния, и он не включён в официальные справочники и списки нарушений психического здоровья. Некоторые врачи и сторонники права на аборт считают, что настойчивое обращение к «постабортному синдрому» является тактикой, которую противники абортов используют в политических целях.
Хотя некоторые исследования свидетельствуют о статистической корреляции между абортом и депрессией, тревогой, суицидальным поведением, нарушениями сексуальной функции у небольшого числа женщин, эти исследования, как правило, методологически небезупречны и не учитывают вмешивающихся факторов. Более качественные исследования неизменно устанавливают отсутствие причинно-следственных отношений между абортом и проблемами эмоционального благополучия. Выявленные в некоторых работах корреляции могут объясняться социальными обстоятельствами и факторами психологического здоровья, предшествовавшими аборту. Установлено, что вероятность переживания негативных реакций увеличивают такие факторы, как эмоциональная привязанность к беременности, недостаток внешней поддержки и консервативное отношение к аборту.
Авторы — сторонники употребления понятия «постабортный синдром» утверждают, что его исследования осложняются такими факторами, как недостаток мотивации к участию в исследованиях у перенесших аборт женщин, большое разнообразие негативных эмоциональных реакций, которые трудно учесть в одном исследовании, разное время возникновения реакций и непригодность таких стандартных методов, как опросы и тесты, для анализа глубоких душевных травм .
Между тем, в 2008 году группа специалистов в Университете Джонса Хопкинса провела системный анализ медицинской литературы и пришла к заключению, что «наиболее качественные исследования указывают на отсутствие значимых различий в долгосрочном состоянии психического здоровья между женщинами США, принимавшими решение о прерывании беременности, и женщинами, не принимавшими такого решения» . Как заявил ведущий автор этого исследования, доктор Роберт Блум, «лучшие исследования не подтверждают существования „постабортного синдрома“, подобного посттравматическому стрессовому расстройству». Исследователи также отметили, что «негативные последствия абортов для психического здоровья систематически выявляются в исследованиях с наибольшими методологическими недочётами», и констатировали: «Учёные продолжают проводить исследования, исходя из политически ангажированной постановки проблемы».
Симптомы «постабортного синдрома»

Проверить нейтральность.
На странице обсуждения должны быть подробности.
Чувство вины
По итогам опроса, в котором приняло участие 3 583 человека, было установлено, что 56 % женщин, «признавшихся в совершении аборта», испытывали чувство вины, а 26 % — сожалели о принятом решении. Среди мужчин, которые, по их собственным словам, столкнулись с абортом, негативное отношение к этой проблеме наблюдалось даже более часто: две трети опрошенных чувствовали себя виноватыми, и больше одной трети заявляли о том, что сожалеют о сделанном выборе .
Некоторые сторонники прочойса считают, что чувство вины, возникающее у женщин после аборта, является следствием религиозного воспитания или консервативных взглядов. Доктор Жан Дельсас считает, что нормы религии или закона «вызывают чувство вины», а так как вины объективно не существует, достаточно освободить женщин от этого давления. Однако опыт, проведённый в Японии, противоречит такому суждению. Государственная религия Японии — синтоизм не противоречит абортам, в Японии аборты никогда не были запрещены законодательно. Тем не менее, исследования проведённые доктором Касеко говорят о том, что подавляющее большинство японок не только испытывает чувство вины, но и признается в этом. Так, 8 % анкетированных женщин считают, что поступили плохо, 73,1 % стыдились того, что сделали. Также подобные чувства наблюдались и у их мужей.
Доктор Джулиус Фогель, психиатр и акушер, лично выполнивший более 20 000 абортов, так комментирует данный аспект:
Для каждой женщины, независимо от её возраста, воспитания или сексуального здоровья, прерывание беременности представляет собой психологическую травму и затрагивает основу человеческого бытия. Ребёнок — это часть её жизни. Убивая ребёнка, она убивает часть себя, что не может пройти бесследно. Женщина вступает в борьбу с жизнью. И совсем не важно, верит ли она в то, что у плода есть душа, или нет. Невозможно отрицать физически ощущаемый процесс создания живого существа… Часто травма переходит на бессознательный уровень и больше никогда не проявляется. Но нельзя считать аборт таким безобидным, каким его считают многочисленные сторонники этой процедуры. Совершая аборт, женщина ставит под угрозу своё душевное спокойствие: платой за аборт может быть одиночество, отчужденность или притупление материнского инстинкта. Искусственное прерывание беременности обязательно вызывает какие-то изменения в глубоких слоях женского сознания. Заявляю это как психиатр.
— Colman McCarthy, “A Psychological View of Abortion”, Washington Post, March 7, 1971
Исследователи данной проблемы Гюи, Туле , ван Стрелен обращают внимание на то, что женщины, даже сторонницы абортов, не в состоянии избавиться от чувства вины. Симона Бовуар, яростно выступавшая «за освобождение женщины от материнства», признается, что сделала аборт, и возвращается к этому событию снова и снова,[24] неся в памяти данные события, постоянно ищет себе оправдания.
Как считает доктор Лидц,
…уничтожая ребёнка, женщина уничтожает нечто великое, что могло бы стать целью жизни, что было принесено на алтарь более низких целей, удобства, в результате чего понизилась также и самооценка… …это закон природы, записанный на скрижалях человеческой совести.
— В. Пултавская. «Влияние прерывания беременности на психику женщины». Москва, 2002, стр. 23
Чувство вины могут усиливать следующие факторы: 1. Бесплодие — усиливает чувство вины, если женщина остаётся бездетной. Приходит осознание того, что в бездетности виновата она сама. Если рождение последующих детей может ослабить чувство вины, то бесплодие — усугубить. 2. Выкидыши, ставшие следствием ранее перенесенных абортов. Известно, что аборты повышают в разы вероятность последующего невынашивания. Чем чаще случаются выкидыши, тем более усиливается чувство вины. 3. Количество и частота прерывания беременностей. Чувство вины влияет на поведение женщины, тяжесть его бывает столь невыносима, что женщина ищет оправдания и часто пытается перебросить ответственность на отца ребёнка, при этом возникают семейные конфликты, часто приводящие к прекращению отношений или разводу.
Депрессия
Были проведены сравнительные исследования женщин, которые выносили незапланированную беременность (без абортов в прошлом), и женщин, сделавших аборт. Было выявлено, что у женщин, которые сделали аборт, впоследствии была более выражена депрессия и тревога .
Многие авторы описывают депрессивную реакцию женщин, возникшую после прерванной беременности — от обычных неврозов до глубоких психозов, нередко доводящих женщин до самоубийств. Ван Стрелен приводит данные, что в Англии на восемь абортов, заканчивающихся смертью, два приходится на самоубийства. Ещё чаще, чем депрессивный синдром, имеют место реактивные неврозные синдромы, которые, однако, имеют тенденцию к нарастанию и закреплению, обостренитя часто возникают в период климакса. Если прерывание беременности вызывает бесплодие, это углубляет депрессию.
Репереживание аборта
Репереживание представляет собой воспроизведение или повторное переживание травмирующего события, то есть аборта. Репереживание может проявляться в следующих формах:
в виде повторяющихся и навязчивых мыслей об аборте или нерождённом ребёнке;
флэшбеков, в которых они за секунды заново переживают аборт;
в виде кошмарных сновидений, связанных с абортом или ребёнком;
а также сильного горя или депрессии в годовщину аборта или предполагаемого дня рождения ребёнка .
Эмоциональная отгороженность
Эмоциональная отгороженность представляет собой сужение спектра эмоциональных реакций или формирование моделей поведения, которые позволяют свести к минимуму возникновение зрительных, слуховых, обонятельных и прочих ассоциаций с психологической травмой.
У женщин, перенесших аборт, эмоциональная отгороженность или избегание может проявляться в виде следующих симптомов:
попытки избежать действий или ситуаций, которые могут вызвать воспоминания об аборте;
прекращение взаимоотношений с противоположным полом, например, отстранение от мужчин, повлиявших на решение сделать аборт;
стремление минимизировать контакт с детьми;
снижение способности испытывать чувства любви или нежности;
избегание или вытеснение мыслей или переживаний, связанных с абортом;
снижение интереса к занятиям, которые раньше приносили удовольствие;
Агрессия
Обида, вызванная чувством вины, порождает агрессию. В первую очередь объектом агрессии становится, как правило, отец ребёнка. Объективно здесь есть логика: как правило именно он принимает решение об аборте, иногда оказывая на женщину давление. Иногда женщина без ведома своего сексуального партнёра совершает аборт, но это свидетельствует либо об отсутствии согласия между партнёрами, либо о наличии страха, часто возникающего после прерывания предыдущих беременностей под давлением своего партнёра . На основании исследований, проведённых в Польше, все женщины, прервавшие беременность до брака под давлением своих половых партнёров, не заключили с ними брака впоследствии и порвали с ними всяческие отношения. Как отмечает доктор Велли, прерывание беременности может привестик фригидности женщины или смене сексуальной ориентации на лиц своего пола.
Агрессивность к врачу
Согласно исследованиям профессора Майера, чувства благодарности к врачу, характерного после для обычной операции, после аборта женщина не испытывает — наоборот, обида и злость. По Маеру, женщина приходит к врачу за консультацией, чтобы услышать «нет». Женщина приходит к врачу с депрессивным синдромом, лечением которого прерывание беременности не является. Наоборот, если врач отказывает в совершении аборта, женщина никогда не будет иметь к нему претензии, но будет испытывать лишь чувство благодарности.
Агрессивность к окружению
Рядом исследований подтверждается, что очень часто в семье, где жена совершила аборт, рвутся семейные связи. Также женщина, совершившая аборт, питает чувство агрессии к окружающим, особенно к тем, кто посоветовал ей сделать аборт. Прекращаются контакты с окружением, возникает чувство одиночества, быстро нарастающее. По мнению Нойса, большое количество женщин реагирует на прерывание беременности тяжелыми и длительными психопатологическими изменениями, которые не всегда смягчаются позднейшими родами. Часто агрессия проявляется по отношению к беременным женщинам, которые ещё не сделали аборта. Так, Симона де Бовуар, известная активистка проабортного движения, часто заявляла: «Я сделала это (аборт), и ты сделай то же самое». Данный тип поведения свидетельствует о желании переложить чувство вины на других, получить облегчение («не я одна») либо оправдание («все так делают»).
Агрессивность и неадекватное отношение к детям
Как правило, беременность прерывают женщины, имеющие одного-двух детей, а многодетные матери абортов не делают. Матери, делавшие аборты, по мнению доктора Геделя, как правило, питают чувства неприязни и агрессии как к чужим, так и собственным детям, либо — наоборот, становятся матерями «радиолокационного» типа, что крайне отрицательно сказывается на развитии ребёнка.
Связь с самоубийствами
Исследования, провёденные в Финляндии, показали, что уровень самоубийств у женщин, совершивших аборт (34,7 на 100 000), значительно превышает таковой у женщин, чья беременность закончилась родами (5,9 на 100 000). Для исследования использовались документы, хранившиеся в государственных архивах Финляндии. Исследователи рассматривали только случаи самоубийства, зарегистрированные за 7 лет до начала исследования. Выявив все случаи, они изучали медицинскую документацию женщин на предмет наличия записей об аборте или рождении ребёнка, сделанных в течение года до самоубийства. По результатам исследования был сделан вывод о том, что частота самоубийств среди женщин, перенесших аборт, была в три раза выше, чем среди женщин без подобной процедуры в анамнезе, и в шесть раз выше, чем среди женщин, родивших ребёнка .
Согласно результатам исследования, проведённого университетом штата Миннесота, вероятность попытки самоубийства у девочек подросткового возраста в десять раз выше в течение полугода после аборта.
Связь с употреблением алкоголя и наркотиков
Результаты более десятка исследований свидетельствуют о том, что между прерыванием беременности и наркотической зависимостью существует связь . Одно из этих исследований проводилось среди женщин, которые ранее не страдали от наркотической зависимости или токсикомании. Результаты его показали, что женщины, сделавшие аборт во время первой беременности, в 4,5 раза чаще начинают употреблять алкоголь и наркотики, чем женщины, сохранившие первую беременность

Добавить комментарий